Образовательная программа учебного объединения «Витраж» Для воспитанников 8 -18 лет Срок реализации 3 года автор: педагог дополнительного образования Шурыгина Надежда Геннадьевна, Пояснительная записка - Занятия Витражом имеют большое значение для ребенка. Они развивают творческие способности, художественный вкус, интерес к искусству, воспитывают трудовые умения и навыки. Витраж развивает понимание цветовых соотношений, умение правильно сочетать их, правильно и творчески организовать рабочую поверхность, развивает чувство материала и правильной передачи формы на плоской поверхности, совершенствует глазомер и тренирует способность к тонкой ручной работе - развивает моторику мелких мышц пальцев руки. На занятиях у ребенка активизируются мышление, речь, память, творческая фантазия и воображение - В программе учтены возрастные и психические особенности детей школьного возраста, а также особенности восприятия ими цвета, формы, объема, и художественного образа в целом. Цель учащимся: 1 год обучения - Дать школьникам первые, навыки по витражу и декорированию, развитию творческой фантазии и воображения посредством рисования. 2-3 год обучения – развить навыки школьникам, по витражу и декорированию с более сложными композициями, развить творческую фантазию и воображение посредством рисования. Задачи: 1-3 год обучения - -развитие чувства композиции; эстетического вкуса, - -воспитание интереса к творчеству; - -воспитание эмоционально-образного восприятия действительности; - -формирование навыков передачи предметов характерной формы, восприятия формы зрительно и сенсорно, передачи пропорции, динамики; - -развитие аккуратности выполнения работы, умения ценить свой и чужой труд; - Прививать любовь к народным истокам, а именно к Чувашским народным традициям; - Развивать кругозор у школьников; - Слаженно работать в коллективе; - Теоретическая часть программы содержит сведения о видах и свойствах материалов для детского творчества (пластилин, витражные краски, акварель), сведения о композиции, цвете, динамике и статике, о пропорции, о форме. - Программа разработана для детей 6 – 18 лет. Количество детей в группах-15 человек. Длительность занятий: 1 год обучения -2 часа, периодичность-2 раза в неделю, 2,3 год обучения. -3 часа, периодичность-2 раза в неделю - Срок реализации 3 года. В данной программе применяются следующие технологии: -игровое обучение - Тематические игры, связанные с изучаемым материалом; - технология полного усвоения - Используется в первый год обучения. -технология коллективного обучения - Названная технология позволяет продуктивно организовать работу в разновозрастных группах, развивать у обучаемых самостоятельность, коммуникативные умения; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; индивидуальный подход к каждому ребенку, в процессе общения развивается речь, память, логическое мышление; формируется адекватная самооценка личности. - ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Для первого года обучения: v -овладение простыми приемами росписи и декорирования стекла; v -передача правильной формы предметов на плоской поверхности, правильной пропорции предметов, выразительности композиции; v -овладение композиционными приемами и цветовым решением. Для второго и третьего года обучения: v овладение сложными приемами росписи и декорирования стекла; v передача правильной формы сложных предметов на плоской поверхности и объемной, правильной пропорции предметов, выразительности композиции, передача реалистичности композиции; v более углубленное овладение композиционными приемами и цветовым решением. Форма оценки - положительный отзыв, поощрение и указание нате моменты, где стоит еще поработать. Не последнее значение имеет подведение итогов работы, анализ. Форма оценки - организованный просмотр выполненных заданий, организация выставок работ по итогам полугодий. Коллективные просмотры выполненных работ. Анализ постепенно приучает детей объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своими успехами, но и чужими. Проведение тестирования; - Участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах, выставках, научно практических конференциях. Разделы пояснительной записки | Комментарий | Направленность дополнительной образовательной программы (выбрать из предложенных) | художественная | Новизна | 1. Новое решение проблем дополнительного образования 2. Новые методики преподавания 3. Новее педагогические технологии в проведении занятий 4. Новизна в формах подведения итогов реализации программы и т.д. Журнал «Внешкольник» №12, 2004, «Дополнительное образование» №2, 2006, с. 14 | Актуальность | У современных детей существует потребность в общении со своими сверстниками вне школы, в реализации своих идей в материале, расширение кругозора вне школьной программы. Изучение новых технологий выполнения декоративной работы интересующей их темы. Проблема требующая решения - развитие детей в современных условиях, в мире где большое место в жизни ребенка занимает компьютер, что способствует ухудшению здоровья, через интернет возникает проблема агрессивной информационной среды. Через телевизор детям навязывают образы героев. | Педагогическая целесообразность | Обучение по данной программе позволяет решить некоторые проблемы, такие как, занятость свободного времени детей, профессиональное самоопределение, пробуждение интереса детей к новой деятельности, познания новой информации, общение со сверстниками, чувство конкурентности… | Цель | Овладение основами искусства расписного «Витража», развитие способностей к творческому самовыражению. Формирование базовой культуры, любовь к родному краю, языку, традициям. Создание условий для развития ребёнка в целом, развития чувства композиции, цветового решения, формы передачи задуманной композиции. Развитию творческой фантазии и воображения посредством рисования. | Задачи | Познакомить с историей возникновения и развития Витража, с его видами, различными технологиями выполнения. Обучить слаженно, работать в коллективе, передачи предметов характерной формы, восприятия формы зрительно и сенсорно, передачи пропорции, динамики; сформировать чувства композиции; эстетического вкуса, обеспечить необходимой информацией, развить аккуратности выполнения работы, умения ценить свой и чужой труд, приобщить к общественной деятельности, предоставить возможность выражать свое виденье предмета, поддержать в затруднительных моментах при выполнения работы, воспитывать любовь и уважение к традициям различных культур. - Образовательные ребенок узнает историю развития, технологию выполнения, технику подачи в цветовом плане, в перспективе, представления о свете – тени, передачи объемности, материальности, характера изображаемого, овладеет техникой выполнения витража, научится придавать картине завершенность. - Развивающие овладение простыми приемами росписи и декорирования стекла; -передача правильной формы предметов на плоской поверхности, правильной пропорции предметов, выразительности композиции; -овладение композиционными приемами и цветовым решением. В программе учтены возрастные и психические особенности детей школьного возраста, а также особенности восприятия ими цвета, формы, объема, и художественного образа в целом. Ребенок во время занятий учиться думать, исследовать, общаться, взаимодействовать, доводить дело дол конца, ценить свой и чужой труд. - Воспитательные - формируются такие качества как, терпеливость, аккуратность, способность учитывать чужое мнение и решение, слажено работать в коллективе, уважение к своей и чужой культуре. | Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих | Требуется изучение типовой программы или аналогичной, - ответить на вопросы, что не устраивает в уже имеющихся подобных ОП - знания психологических и возрастных особенностей современных детей | Возраст детей, участвующих в реализации данной ДОП. Следует показать условия набора – на основе: тестирования, прослушивания, конкурса, базовых знаний… | - принимаются все желающие в возрасте от 6-18 лет - желание рисовать, творить, фантазировать . | Сроки реализации ОП | Срок реализации 3 года | Формы и режим занятий. Примечание: занятость ребёнка в программе (общая загруженность) не может превышать 12 часов в неделю. | 1 год обучения -2 часа, периодичность-2 раза в неделю, 2,3 год обучения. -3 часа, периодичность-2 раза в неделю. количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта). Наполняемость учебной группы по годам обучения (см. нормативы) 1 год – 15 человек 2 год – 12 человек 3 год – 10 человек Формы организации детей по занятиям: групповая Формы проведения занятий: комбинированное | Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которые приобретает ребёнок по истечению каждого года обучения. Результаты воспитания и развития ребёнка. | Ожидаемый результат имеет свою внутреннюю динамику развития, являясь итоговой характеристикой каждого этапа обучения, должны соотноситься с целями и задачами программы. Примеры формулировок: к концу первого (второго…) года обучения ребёнок будет: - знать историю витража- овладеет понятиями- витраж, его виды, технологии выполнения - уметь правильно составлять композицию, передавать объем, фактуру, характер, - расширит представления творческих возможностях. - иметь представления о витраже - будет сформирован сплоченный творческий коллектив - будет стремиться к совершенствованию технике выполнения - научится делать своими руками - получит навыки основы изобразительного искусства Форма и способы проверки результата – форма, которая поможет увидеть каждого ребёнка – отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, анкетирование, анализ, тестирование, концерты, викторины, зачеты, спектакли, защита проектов, диагностические задания и задачи поискового характера, зачёт, взаимозачёт, открытое занятие, соревнования, экзамен… | Формы подведения итогов реализации образовательной программы | Виды и этапы аттестации учащихся могут быть: начальная (входной), промежуточная (текущий), итоговая. Способы фиксации результатов. дневник педагогических наблюдений, портфолио учащихся. |
|